Как PR-CY.ru под фильтр Яндекса попал и вышел

30 декабря прошлого года Яндекс запустил новый фильтр. Отечественная компания начала наказывать пессимизацией за кликджекинг. Кликджекинг — невидимые элементы (поверх кнопок, форм, видеороликов и так далее), с которыми неосознанно взаимодействует пользователь. С помощью этой технологии могут накручивать лайки в соцсетях и даже получать конфиденциальные персональные данные (определять профиль пользователя ВКонтакте, Facebook).

Поскольку анонс состоялся буквально в канун Нового года, мало кто обратил на него внимание: все были в предвкушении масштабных гуляний. Зато уже на следующий день некоторые вебмастера и оптимизаторы обратили внимание на новогодние «подарки» от Яндекса, связанные с новым фильтром. В число «счастливчиков» попал и PR-CY.ru.

Сайт отметил Новый год под новым фильтром Яндекса. Практически по всем ключам было зафиксировано падение на 20-30 позиций. Органический трафик с отечественного поисковика также серьезно сократился, как видно на графике ниже.

Сначала мы ужаснулись и подумали, что это Минусинск. Бэклинки мы никогда не закупали, поэтому перспектива вырисовывалась пугающая: на PR-CY.ru ведет более 8 млн. внешних ссылок, и неясно, какие из них пришлось бы убирать. К счастью, в соответствующем разделе Яндекс.Вебмастера («Нарушения») о Минусинске не было ни слова. Чтобы разобраться в ситуации, мы написали Платону Щукину.

Сначала был шаблонный ответ, из которого мы в итоге так ничего нового и не узнали. Платон ответили сухо и грустно:

В настоящий момент каких-либо ограничений со стороны наших алгоритмов у Вашего сайта я не вижу.
Понижение его позиций связано с корректировками алгоритмов

После Нового года прошло три дня, но позиции сайта по-прежнему не радовали.

Мы изучили все варианты, и решили провертеть сайт на наличие инструментов кликджекинга. В итоге никакого подозрительного кода обнаружено не было.

Тогда было решено подождать завершения новогодних и рождественских праздников. Затем, в первый рабочий понедельник 2016 года мы написали новое письмо Платону Щукину. Ответ поступил через 3 дня. И на этот раз в нем содержалась подсказка:

Анализ и корректировка поисковых алгоритмов на данный момент еще не завершены, поэтому, к сожалению, добавить что-либо по ситуации Вашего сайта возможности нет. Что касается кликджекинга, то проверьте, пожалуйста, тщательнее на предмет его использования поддомен audit.pr-cy.ru

Мы сразу вспомнили, как после статьи на vc.ru «Инструкция от InTarget: Как повысить конверсию и узнать лично каждого клиента интернет-магазина» решил протестировать их сервис. Код был размещен на audit.pr-cy.ru. После теста мы про него благополучно забыли, а сейчас так и не смогли войти в свой аккаунт. В итоге оказались под фильтром Яндекса, так и не получив никакой полезной информации 🙂

Код InTarget был оперативно удален, о чем мы уведомили техподдержку Яндекса. После апдейта все позиции PR-CY.ru на всех поддоменах вернулись на место.

Какие выводы можно сделать из случившегося?

  • Во-первых, несмотря на обещание Яндекса сообщать вебмастерам о попадание сайтов под тот или иной фильтр на специальной вкладке Вебмастера, в реальности воспользоваться этой возможностью пока нельзя – по крайней мере, применительно к фильтру за кликджекинг. Техподдержка компании тоже ничего не знает.
  • Во-вторых, в случае нового фильтра Яндекс пессимизирует сайт за наличие нежелательного кода не только на основном домене, но и на всех поддоменах (в официальном анонсе об этом сказано не было).
  • В-третьих, внедрять чужой код на свой сайт нужно с предельной осторожностью.

После случившегося мы приняли решение написать новый тест для инструмента анализа сайтов онлайн A.PR-CY.ru, который поможет всем желающим проверять свои и чужие ресурсы на предмет наличия кликджекингового кода.

P.S.

Ответ представителей InTarget в Facebook: